Как разговаривать с ребенком?

498

Ребенок: Купи мне ХВОХ.
Мама: Для чего он тебе?
Ребенок: Я хочу играть. Он классный. Там можно учиться много чему интересному.
Мама: Он действительно такой полезный? А почему ты еще не имеешь такой?
Ребенок: Ты мне его не купила.
Мама: А какие на это причины?
Ребенок: Он стоит много денег.
Мама: Очень много?

Ребенок: Очень.

Мама: У меня что, нет денег?

Ребенок: Есть, но ты не купишь за них ХВОХ.

Мама: Почему же?

Ребенок: Ты тратишь деньги на другие покупки.

Мама: На какие же?

Ребенок: На более важные.

Мама: А как можно поступить в этой ситуации?

Ребенок: Можно тратить меньше денег.

Мама: На что ты готов перестать тратить деньги, чтобы тебе купили ХВОХ?

Ребенок: На сладкое и кино.

Мама: И сколько ты накопишь, если будешь отказываться от этого хотя бы месяц?

Ребенок: Не больше тысячи.

Мама: Сколько времени тебе придется отказываться от сладостей и кино, чтобы насобирать достаточно денег для покупки ХВОХ?

Ребенок: Больше, чем восемнадцать месяцев.

Мама: Ты сможешь терпеть столько времени без сладостей и походов в кино и только тогда купить ХВОХ?

Ребенок: Наверное, нет.

Мама: Тогда нужен другой вариант.

Ребенок: Я сам заработаю нужную сумму.

Мама: Ты уверен, что ребенка в одиннадцать лет примут на работу и станут ли платить ему зарплату?

Ребенок: Нет. Не уверен.

Мама: Пока у тебя не появилось новых идей, не уверен, что тебя возьмут на работу и станут ли платить, что еще можно сделать для того, чтобы достичь цели?

Ребенок: Если ты будешь зарабатывать больше, то сможешь купить ХВОХ для меня.

Мама: Прекрасно. Что для этого нужно?

Ребенок: Выполнять дополнительную работу.

Мама: Хорошо. Но для этого нужно больше времени. Где его взять?

Ребенок: Не делать чего-то.

Мама: К примеру, отказаться от еды, сна и отдыха нельзя. На что еще я трачу время?

Ребенок: Ты ходишь за покупками, готовишь кушать, убираешь.

Мама: Если я не буду готовить или убирать, кто будет этим заниматься?

Ребенок: Я буду мыть посуду, убирать вместо тебя.

Мама: Прекрасно. У меня как раз накопилось денег на посудомоечную машину. Но если посуду каждый день будешь мыть ты, она нам не понадобится. Так ты согласен мыть посуду ежедневно, если мы купим за эти деньги ХВОХ?

Ребенок: Я согласен!

Мама: Ты согласен мыть посуду ежедневно следующие полтора года, пока мы не насобираем достаточно денег для покупки посудомоечной машинки?

Ребенок: Да.

Мама: А если ты не захочешь больше выполнять свои обещания после того, как получишь ХВОХ? Что тогда будет?

Ребенок: Я буду выполнять договоренность, если нет, отдам ХВОХ тебе обратно.

Мама: А если через несколько дней ХВОХ перестанет вызывать интерес, и ты больше не захочешь играть с ним? Ты откажешься помогать мне. Тогда у меня не будет ни посудомоечной машинки, так как деньги уже потрачены, ни помощника по дому. Что мне делать тогда? Как я буду себя чувствовать?

Ребенок: Ты будешь чувствовать себя обманутой.

Мама: А стоит доверять человеку, который тебе уже однажды сказал неправду?

Ребенок: Нельзя.

Мама: У тебя будут появляться новые просьбы после того, как ты получишь ХВОХ?

Ребенок: Скорее всего.

Мама: Ты полностью осознаешь, что, получив ХВОХ и не сдержав свои обещания, я не стану выполнять твои желания? Выполнять условия для тебя важно?

Ребенок: Да.

Мама: Тебе может что-то мешать для выполнения нашей договоренности?

Ребенок: Мне тоже нужно отдыхать.

Мама: Как ты предлагаешь решить этот вопрос.

Ребенок: Пусть у меня тоже будет выходной, к примеру, по воскресеньям.

Мама: Я согласна выполнить договор! А ты?

Ребенок: Я тоже.

Или другой разговор

Ребенок: Купи мне ХВОХ.

Мама: Хорошо, но взамен ты должен помогать мне по дому, к примеру, мыть посуду шесть дней в неделю. А если не станешь это выполнять, я накажу тебя и перестану покупать тебе то, что ты будешь просить.

Условия договоренности, практически, одинаковые. Только у каждого разговора будет различный итог. Если внимательно присмотреться ко второму разговору, становится понятно, что взрослый поставил свои условия ребенку, которые для него непонятны и неприятны. С первого разговора можно понять, что ребенок сам (благодаря наводящим вопросам) приходит к нужным выводам.  А значит, он будет осознавать, для чего нужна такая договоренность и что буде, если ее нарушить. К тому же, для ребенка это будет прекрасный опыт решения различных жизненных ситуаций.

Источник