27 июня издание Fusion обратило внимание на то, что Facebook отслеживает пользователей не только по контактам в адресной книге смартфона, но и по местоположению. Так, люди, не знающие друг друга, но посетившие одно и то же мероприятие, могут быть предложены вам в «друзья».
Не скрыться
Согласно рассказу журналиста Fusion, мужчина, недавно посетивший анонимное собрание родителей, обнаружил у себя в списке «Вы можете их знать» на «Фейсбуке» на следующий день одного из участника встречи. При этом два родителя не обменивались никакой информацией, в том числе и номерами телефонов: единственное, что их объединяло, — то, что их смартфоны находились в определённом месте в определённое время. Позже, зайдя в настройки своего аккаунта в соцсети, мужчина обнаружил, что у него была включена функция отслеживания местоположения (стоял значок «Всегда»).
Как сообщил изданию представитель сервиса, подборка «Вы можете их знать» основывается на разных факторах. В «Фейсбуке» подчеркнули, что услуга не может работать, исключительно полагаясь на общее местоположение, однако заметили, что «геолокация — один из факторов», по которому составляется список возможных друзей.
В 2014 году журналист The Huffington Post описал другой курьёзный случай. Внезапно ему стали показываться в колонке «Вы можете их знать» его бывшие, с которыми он мог провести всего лишь одну ночь. По предположениям самого журналиста, причиной могло быть то, что он не чистит свою телефонную книгу на смартфоне и приложение «Фейсбука» просто получило доступ к ней. Тогда же речь зашла о том, что соцсеть может обмениваться информацией с приложениями знакомств Tinder или Grindr (оба славятся тем, что используются для мимолётных встреч), но компания впоследствии опровергла информацию о том, что передаёт данные пользователей этим программам.
В любом случае подборка людей, с которыми вы встретились один раз, может вызывать и негативные эмоции. Похожая ситуация с нежелательными воспоминаниями также связана с другой резонансной функцией «Фейсбука» — «В этот день», которую не раз обвиняли в том, что алгоритмы компании показывают не то, что пользователи ожидают увидеть (например, трагические события прошлого).
Как «Фейсбук» определяет, кого вы можете знать
«Фейсбук» не раскрывает схему работы своих алгоритмов для показа «Вы можете их знать». На странице поддержки лишь указывается очевидное:
- общие друзья;
- совпадает информация о месте работы и образовании;
- вы состоите в одних сообществах;
- импортированные контакты;
- ряд других факторов.
Пользователи, исходя из своего опыта, описывают и другие ситуации:
- люди, которых вы ищете и которые ищут вас;
- если кто-то из друзей отмечает вас на фотографии, где отмечены другие люди, которых вы можете не знать;
- общие группы, в которых вы состоите;
- посещение одного места;
- совпадение контактов в электронной почте;
- друзья заблокированных вами людей;
- синхронизация с календарями и прочими приложениями (например, Google Calendar).
«Фейсбук» анализирует всю информацию, которую указывает пользователь: это те данные, например, которые заполняются в профиле. Далее соцсеть следит за поведением юзера — каких людей он ищет, на какие страницы кликает — и ищет взаимосвязь между ними. Как только «Фейсбук» узнаёт социальную составляющую, он может предсказывать не только тех людей, которых пользователь может знать, но и людей, которых он будет знать в будущем, пишет The Washington Post. В самом «Фейсбуке» подчёркивают, что периодически обновляют алгоритмы подборки, чтобы «делать её лучше».
Как остановить слежку
Прежде всего следует отрегулировать свои настройки аккаунта. Большое внимание надо уделить рубрикам «Конфиденциальность» и «Реклама» (собранные метаданные используются для показа таргетинговой рекламы). В пункте «Кто может меня найти?» лучше везде выбрать опцию «Друзья». Также следует запретить поисковым системам за пределами «Фейсбука» находить ваш профиль (поставить «Нет»).
То же самое следует проделать и в разделе «Реклама».
В самом приложении надо зайти в настройки геолокации, где стоит указать «Никогда». При отключении этой функции, в частности, будет невозможен поиск «Друзей поблизости» — одна из услуг, предлагаемая соцсетью.
Недавно «Фейсбук» расширил услугу Audience Network для рекламодателей: теперь данные собираются не только о пользователях, зарегистрированных в соцсети, но и о тех, кто аккаунта в ней не имеет. Для того чтобы остановить слежку, на iPhone следует зайти в Настройки –> Конфиденциальность –> Реклама. Там поставить переключатель на «Ограничить трекинг рекламы».
Для Android: Настройки –> Аккаунты и синхронизация –> Google –> Поставить галочку напротив «Отключить подбор рекламы».
То же самое можно сделать и в Chrome (или любом другом браузере). Настройки –> Показать дополнительные настройки –> Личные данные –> Поставить галку на «Отправлять запрет отслеживания с исходящим трафиком».
Безусловно, это не даёт стопроцентную защиту от сбора огромного количества информации о вас компанией или рекламодателями. Однако соцсеть Facebook подписала договор с «Цифровым альянсом» (Digital Alliance), который подразумевает, что компания будут учитывать пользовательские просьбы о запрете отслеживания.
Источник