Называй всё своими именами. Что нужно учесть, создавая имя бизнесу? Часть 2

385

…..

Предприниматели-новички часто спрашивают совета профессионалов об их корпоративной идентичности , логотипе и, конечно, названии их нового предприятия. Многие соображения и принципы универсальны, так что ниже приведены некоторые из основных аспектов, которые вам нужно будет учесть, когда будете подбирать своему делу новое название.

  1. Время слушать окружающих

В первую очередь помните, что вы создаёте имя бизнесу: это компания, а не ребёнок! Когда вы начнёте составлять список возможных названий, вы должны пройтись по всем возможным их значениям. Сочинённые вами коннотации у посторонних людей могут вызвать совершенно иные ассоциации, чем вы задумывали.

Протестируйте новые названия на окружающих, анонимно расспросите пользователей онлайн, можно даже подойти к прохожим на улице и задать вопрос в виде мини-теста. Ваша целевая аудитория – это весь мир!

Если все ваши названия забракуют, то попросите своих тестировщиков сформулировать по несколько слов, которые были бы по существу вашего дела и помогли бы клиентам легко найти вас на рынке предоставляемых товаров и услуг. В какой-то момент вам, возможно, нужно будет просто перестать думать и принять самое поддерживаемое название.

  1. Будьте уникальным, но не скрытным

Решите для себя: хотите ли вы использовать в названии предприятия свою фамилию («Tinkoff») или придуманное слово («Кодак»), или уже существующие слова («Кинокомпания»), или вы предпочтёте комбинацию всего перечисленного? В любом случае, название должно быть легко узнаваемым, запоминающимся, легко произносимым и передающим вложенный в него смысл.

George Eastman со своей матерью придумали в качестве названия бренда слово «Кодак», основываясь на трёх основных критериях: оно было кратким, почти невозможно было ошибиться в его прочтении и это было совершенно уникальное название, однозначно идентифицирующее их собственность.

Когда вы придумываете новое слово, постоянно произносите его, подумайте, как оно будет звучать, к примеру, по радио? Например, Google – вымышленное слово, фонетическая интерпретация математического термина «гугол», с которым теперь часто ассоциируют данный поисковик.

Избегайте неясности и педантичности: если вы используете близкий вашему направлению мотив, избегайте жаргонных слов и профессиональных терминов, которые будут непонятны вашим клиентам (если только не желаете таким образом ограничить свою целевую аудиторию).

  1. Присвоение имени

Кроме того, что правильное название может помочь продвинуться предприятию (в данной отрасли или юрисдикции), вам нужно определить, сможете ли вы воспользоваться «правом собственности» на это имя на рынке. Насколько тяжёлую войну вам придётся вести за первое место в поисковых системах? Как яростно вам придётся сражаться за то, чтобы о вас заговорили?

Если вы уверены, что сможете использовать данное название, чтобы построить надёжный фундамент и стать узнаваемым брендом, не ведя при этом грубую игру и не копируя своих конкурентов, то смело заносите его как вариант в ваш список возможных имён.

Избегайте использования уже существующих названий. Даже если ваши товары или услуги направлены на укрепление или привлечения внимания к уже существующему бренду, всё равно не стоит брать их имён – вы будете выглядеть верёвкой, привязанной к хвосту бренда, на который ссылаетесь. А в худшем случае это может повлечь за собой судебное разбирательство. Подумайте, как будет выглядеть и использоваться ваше название, когда оно появится на крупных вывесках вдоль городских улиц? Будет ли ваш рынок ссылаться на часть или на полное имя вашей компании? Будет ли к нему акроним? Какой вид сокращений, позитивных или наоборот, могут появиться?

  1. Масштабируемость

Предпринимателям-новичкам часто советуют не пренебрегать фактором масштабируемости нового названия компании (справедливо и в прямом, и в переносном смысле, когда приходит время печатать визитки, буклеты и т.д.). При выборе бизнес-названия необходимо учитывать не только его настоящее, но и будущее во всех его формах: короткое, длинное, разговорное и учитывающее изменения в отрасли.

Поможет ли вам сейчас дополнительное существительное в названии или же помешает вам в будущем, когда усложнит процесс ребрендинга? Что с ним будет, когда вы расширите свой рынок, территорию и ассортимент товаров? Потребуется немного искусства и науки, чтобы не ограничивать себя отдельной областью, если вы предусматриваете свой дальнейший рост. Показательный пример: Apple ведь не взяли название «Компьютеры Apple», значит, предвидели, что станут крупнейшим производителем телефонии и другой пользовательской электроники.

  1. Тренд вне времени

Стартапы всегда так и тянет жонглировать модными словечками или, что ещё хуже, трендовыми картинками – мемами. Но они не учитывают, что хитовый сленг быстро выходит из моды. И если в вашем названии фигурируют словечки, которые уже не в ходу, то они будут тянуть за собой в прошлое и вашу фирму.

Как точно выразилась в своём блоге Joselynn Maas, рассуждая о создании логотипов для малого бизнеса, «лучшими становятся бренды, которые смогли выдержать испытание временем». Приведённый ею пример Coca-Cola идеально подходит для иллюстрации данного принципа: доказательством последовательности их товарных знаков может послужить даже коллекция фотографий фирменных магазинов, сделанных в 19, 20 и 21 веках.

И хотя сейчас в моде даже орфографические ошибки (особенно для упоминания в названии веб-доменов, таких как .ie, .ly или .ee), использование такой фишки ставит под угрозу устойчивость имени вашего бизнеса ко времени и переменам. Если же вы выберете этот путь, то будьте готовы к тому, что придётся прилагать дополнительные усилия к сохранению трафика на вашем сайте и повышению общей узнаваемости бренда. Возможно, даже придётся по старинке обзванивать клиентов, чтобы напомнить о себе.