Самый простой способ улучшить память

429

Почему предприниматели всегда носят с собой ежедневники? Чтобы ничего не забыть. В голове постоянно нужно держать множество информации! А куда девать эти бесконечные потоки новых идей, которые так и сыпятся целый день?

А если вас попросят присесть и вспомнить список телефонных номеров или цепочку знаменательных дат, как бы вы с этим справились? Есть большая вероятность того, что вы бы стали делать это неправильно.

Забавная ситуация: у нас у всех есть мозг, но большинство из нас не имеет ни малейшего понятия о том, как эффективно его использовать на все 100%. В этом отчасти и кроется причина нашей неспособности познать собственное мышление, что научно называется метапознание. Изучение данной саморефлексии мыслительного процесса показывает, что у человека есть так называемые ментальные слепые пятна.

Область, в которой такие пятна особенно велики, – это обучение. Мы поразительно безграмотны в вопросе «как обучаться эффективно»!

Исследователи Джеффри Каприк и Генри Родигер провели работу над изучением того, как тестирование может укрепить память. Они провели эксперимент, в котором попросили студентов колледжа выучить английский перевод нескольких слов из суахили. В этом случае студенты могли бы отвечать только то, что знали, без возможности нахождения в словах фонетических или грамматических сходств. После того, как все слова были выучены, студентам объявили, что через неделю будет проведён тест.

Многие в такой ситуации будут пересматривать список, проверять себя самостоятельно, повторять слова снова и снова по кругу, вычёркивая те, которые уже запомнили. Это делает процесс обучения (и тестирования) быстрее и позволяет сфокусировать свои усилия на том, что вы ещё не выучили. Такой образ действий кажется идеальным, но он никуда не годится, если вы действительно хотите что-то крепко запомнить.

Каприк и Родигер попросили разных студентов подготовиться к тесту разными способами, чтобы затем сопоставить их успехи. Так, одна группа занималась самотестированием по всему списку много раз, а другая вычёркивала из повторения запомненные слова, тем самым сокращая список каждый круг.

На финальном экзамене разница между группами была огромна! Студенты группы, которые не повторяли запомненные слова более одного раза, смогли вспомнить только 35% всего списка, когда как студенты, которые повторяли весь список без исключения, сопоставили 80% пар слов.

Почему-то людям кажется эффективным такой способ обучения, при котором знания выбрасываются из памяти, даже не пытаясь закрепить их повторением. Более того, полностью отказываться от проверки ваших знаний (что рекомендуется во многих обучающих пособиях) в корне неверно! Вы можете прекратить изучать их, если вы их уже выучили, но прежде следует проверить, что и как вы запомнили, если вы хотите, чтобы ваши знания дожили до предстоящего экзамена или момента, когда нужно будет применить их на практике.

Итак, похоже, что у нас есть метакогнитивное слепое пятно, для которого неплохо бы применить пересмотренную стратегию. Нужно создавать ситуации, в которых нас будут вести факты и доказательства, а не инстинкты. В этом также есть мораль и для преподавателей и тренеров: повторение – мать учения!