Это простое сочетание нескольких вещей:
- Общественное мнение. Что о вас думают люди/общество?
- Социальная оценка. Как общество оценивает вас?
- Личность, определённая другими людьми. Каким типом личности вас определяют другие люди?
Следовательно, репутация – это мышление других людей. Поэтому предприниматели обычно не имеют большого влияния в этой сфере. Но также нельзя сказать, что повлиять на это невозможно.
Возможно, т.к. существуют различные медиа, у которых есть такая сила – влиять на человеческие умы и общественное мнение в целом.
Поэтому, если вы планируете кампанию по быстрому построению репутации, то вы можете заплатить влиятельному медиа-ресурсу, который сложит положительное общественное мнение о вас и вашем бизнесе, что будет благоприятствовать вашей репутации.
Доверие
Последний, но наиболее важный элемент цикла – доверие. Это единственное, чего нельзя купить за деньги, но можно просто заслужить. На этот элемент вы не сможете влиять никакими посредниками.
Доверие к фирме обеспечивает повторные покупки и долгосрочную стабильность бизнеса. Таким образом, цель предпринимателя состоит в том, чтобы построить доверительные отношения с потенциальными и текущими покупателями.
Доверие позволяет улучшить репутацию любого бизнеса и привлечь внимание новых потенциальных покупателей. Когда предпринимателю удастся сформировать доверие к себе и своему делу, всё остальное будет получаться намного легче. Поэтому построение доверия должно быть стратегической целью бизнесмена.
Любопытную корреляцию этого элемента с экономикой приводит Стивен М.Р. Кови в своём бестселлере «Скорость доверия»:
«Когда доверие падает, скорость также снижается, растут затраты. Когда же доверие повышается, скорость растёт вместе с ней, а величина затрат падает».
Это просто – если нет доверия, то вы не можете ожидать быстрого привлечения внимания и доброй репутации.
В то же время затраты будут больше, т.к. вы инвестируете больше денег в процессы построения первых двух элементов (внимания и репутации).
Это цикл, замкнутый круг. Если люди доверяют вам, вы легко привлечёте внимание многих клиентов, которые будут рекомендовать вас своим друзьям и знакомым. Это поможет вам привлечь ещё больше внимания и поддерживать высокий уровень репутации, которая основывается на крепком доверии.
Давайте рассмотрим пример.
При помощи маркетинга вы можете привлечь внимание – это краткосрочная цель. Потенциальный покупатель, чьим вниманием вы завладели, в лучшем случае становится покупателем. Если вам удалось с первого раза добиться их доверия, они вернутся и купят у вас что-нибудь ещё, а также могут рекомендовать вашу фирму как профессионала, с которым стоит иметь дело. Если же вы не вызвали доверия покупателя с первого раза, вам придётся заново привлекать их внимание чем-нибудь другим в будущем. В худшем случае, клиент просто предпочтёт вашего конкурента.
Теперь рассмотрим тот же пример, но с другим сценарием.
Потенциальный клиент, чьим вниманием вы завладели, попытается оценить вашу фирму через уже заработанную вами репутацию – будет читать отзывы о вас и вашей продукции/услугах, изучать ваши предложения и оценивать с точки зрения общественного мнения о вас. В таком случае, если ваша репутация его не устроит, на этом его общение с вами закончится, а деньги, которые вы потратили на то, чтобы привлечь его внимание, улетят в никуда.
А какой сценарий предпочтёте вы?