Нематериальные механизмы воздействия на персонал

466

Высокая конкуренция на рынке труда привела к тому, что одним хорошим окладом никого не привлечешь и тем более не удержишь. Помимо финансового вознаграждения сотруднику важно знать, что его уважают в компании и ценят как личность и высококлассного профессионала. Он хочет работать в команде и при этом иметь возможность самореализации.

1. Нематериальная мотивация может выражаться в том, что работник получает более высокий статус. Например, можно на общем собрании выделить его, поблагодарив за работу, подчеркнуть его достижения, в конце концов, торжественно пожать руку и выдать грамоту. Можно оснастить его рабочее место более современным оборудованием. В этом случае обязательно нужно подчеркнуть перед коллективом, что делается это не за красивые глаза работника, а именно потому, что он высококлассный специалист, важный для компании. Максимально возможный уровень мотивации — выделение работнику собственного кабинета. Кстати, часто нематериальная мотивация просто имеет неденежное выражение для работника, однако связана с тратами для владельца бизнеса.

Если в ведении бизнеса постоянно возникают разные интересные задачи, можно выделить сотрудника, дав для решения одну из них. Так сказать, бросить вызов его профессионализму. Если такой тип мотивации работнику подходит, он оценит и сложность задачи, и карт-бланш, выданный руководителем, и высокие требования к результату. При таком способе мотивации можно убить двух зайцев: и бизнес развить, и стимулировать профессионала к отличной работе

2. В различных организациях стандартные инструменты примерно одинаковы: это и конкурсы, и обучающие программы, и стимулирование долгосрочного сотрудничества, и карьерный рост внутри организации, и размещение в корпоративном издании статей о наиболее значимых достижениях сотрудников. Все эти программы работают и дают результаты, но главное в немонетарной мотивации — когда сотрудники понимают, что происходит вокруг них и какую роль они в этом играют. Без прозрачной деятельности, открытого диалога с сотрудниками, обратной связи и лидерства, вовлечь персонал в бизнес крайне сложно.

3. Подход к мотивированию может различается в зависимости от сотрудника. Например, женщинам важно, чтобы компания заботилась об их здоровье и здоровье их детей — мы покупаем путевки в лагерь, а зимой билеты на елки, платим за обслуживание в поликлинике. Кстати, женщины также очень чутко реагируют на климат в коллективе. Хороший руководитель обязательно должен уделять внимание этому вопросу, не оставлять без реакции конфликты, а если нужно, то и увольнять работника, дестабилизирующего коллектив. Есть люди, которым важна свобода в работе, чтобы на них не давили. Вроде незаметный способ управления кадрами, но очень действенный, особенно если на такого сотрудника не оказывать нажим, а убеждать, советоваться с ним. Также не стоит забывать об универсальных и проверенных временем способах, таких как выделение стоянки для машин, оплата связи и обучения, абонементы на посещение фитнес- клуба и т. д.