Типичные ошибки начинающих предпринимателей

378

Создавая свой первый бизнес, вы столкнетесь со сложностями. Учиться на своих ошибках — необходимый и ценный опыт, но лучше не наступать на «те же грабли», что и многие предприниматели до вас. Ниже представлен список типичных ошибок начинающих бизнесменов, собранный по результатам многолетней предпринимательской деятельности и наблюдений.

  1. Идеи — это ценность

Объявления в духе «придумал проект, который перевернет мир, ищу программиста, хочу 50% компании, подробности при встрече» уже давно вошли в раздел фольклора стартапа. Какой бы гениальной вам ни казалась ваша идея, настоящую ценность имеет только реальный продукт. Бесполезно продавать идеи – они есть у всех. Точно так же бесполезно прятать идею за бесконечными соглашениями о неразглашении. Ценность представляет только прототип, который, грубо говоря, можно показать и потрогать.

  1. Сначала продукт, потом дизайн

Может показаться, что красивая оболочка – не приоритетная сторона вопроса, если вы делаете действительно нужный и эффективный продукт. Но именно дизайн отвечает за первое впечатление – на него обязательно обращают внимание потенциальные инвесторы и потребители, сознательно или нет. К тому же переделывать дизайн на более позднем этапе гораздо затратнее, чем проработать его с самого начала. И помните, всё хорошо в меру, главное в вашем продукте все-таки – функциональность.

  1. Попытка угодить всем

Одна из самых распространенных причин провала некоторых проектов – желание добавить как можно больше функций и возможностей в надежде привлечь максимальную аудиторию. В итоге вы перестаете фокусироваться на первоначальной идее, на основной цели продукта. Если реагировать на все бесконечные «feature request», в них можно заблудиться и даже утонуть. Не топите свой продукт «сверхуниверсальностью».

  1. Попытка произвести впечатление на инвестора, приукрашивая свои достижения

Может появиться желание указать в качестве клиентов компании, с которыми вы только переписываетесь по почте, назвать своим ментором предпринимателя, с которым вы 10 минут пообщались на конференции, преувеличить метрики. Инвестор всегда сможет проверить все ваши рекомендации – и тогда уже точно не будет иметь с вами дело. Честность – лучшая политика.

  1. Несвоевременный запуск

Многие стартапы выходят на публику слишком поздно, пытаясь довести продукт до совершенства, и в итоге уступают свое место на рынке конкурентам или же просто тратят все средства, так и не получив шанса их отработать. Другие, напротив, выводят настолько незрелый продукт, что заранее отпугивают потенциальных инвесторов и пользователей. Умейте найти среди этих двух крайностей золотую середину. Чутьё в этом деле играет далеко не последнюю роль.

  1. Нерациональные траты

Всем хочется иметь красивый офис (представительный автомобиль, возможность ездить на конференции, секретаршу и так далее), но нужно трезво оценивать свои возможности. Любые деньги, потраченные на офис и прочее, – это деньги, не вложенные в разработку. Ну и что, что программистам придется работать удаленно, зато средств хватит на больший цикл.

  1. Можно скопировать работающую идею из другой страны

Если привлекательная для вас бизнес-модель работает в Америке, это еще не значит, что она будет работать в Европе, а успех в Скандинавии не является залогом успеха в Великобритании. Большинство попыток перенести бизнес-идею на другую почву проваливаются, так как не учитывают национальную специфику – законы, менталитет, привычки, экономику.

  1. Сомнение в своих силах

Столь же часто, как стартапы разоряются, они закрываются по собственной инициативе основателей. Не видя серьезных достижений в первые месяцы, можно опустить руки и захотеть все бросить, но нужно понимать, что для успеха требуется время. Имейте терпение, ибо, как говорили мудрецы, умеющие ждать в итоге получают все самое лучшее.

  1. Много положительных отзывов проекту? Можно расслабиться!

Вы сделали симпатичный сайт, в социальных сетях сыплются лайки и перепосты, вам жмут руки на конференциях и говорят, какой у вас замечательный проект – не верьте! Легко поддаться на позитивный отзыв, решить, что вы на правильном пути, и расслабиться, но единственное настоящее мерило успеха – это количество пользователей, которые не просто хвалят ваш продукт, а готовы заплатить за него деньги. И зачастую это две совсем разные группы людей. Если вас хвалят, если про вас пишут профильные издания, это еще не значит, что ваш продукт может приносить прибыль, к сожалению, это вещи далеко не всегда взаимосвязанные.

  1. Отдаться работе целиком и забыть о себе

Будучи основателем стартапа, может появиться желание отдаться своему делу целиком – вложить в него все свои деньги, все свое время и энергию. Но если вы находитесь на взводе все время, вы не сможете принимать верные решения, а это прямой путь к очередному провальному стартапу. И хотя вовлеченность очень важна, нужно всегда оставлять себе место для отступления, будь то неприкосновенный запас накоплений или небольшой отпуск, на время которого вам придется делегировать свои полномочия.

Успехов вам! Учитесь на своих ошибках, но не повторяйте чужих!